Компании теперь тоже начнут оценивать клиентов?
Будущее наступает семимильными шагами. Не успели мы ужаснуться фантазии авторов сериала «Чёрное зеркало» с их социальным рейтингом, как Китай запланировал на 2020 год массовый переход на данную систему социального поощрения и наказания. Правда, процедура в масштабе всей страны может немного затянуться. А теперь вот и российские компании тестируют, как проявит себя на практике подобная система оценки граждан, а точнее – потребителей их услуг.
Новатором выступила компания «Яндекс.Такси». Первого марта она начала тестирование рейтинга клиентов. Теперь в конце поездки не только пассажир может оценить водителя по шкале от 1 до 5, но и наоборот. На данном этапе тестирования водители только оценивают и пока не видят рейтинг каждого пассажира. Зато последним он уже доступен в приложении.
Информация о полученных от водителей оценках вызвала бурную реакцию в соцсетях. Многие пользователи такси отмечают, что с их тактичным и скромным поведением они имеют только 4-4,5 баллов. При этом другие клиенты иронизируют, что ездят на такси в основном во время алкогольного опьянения, часто пристают к водителю с советами или вообще ведут себя развязно, но при этом имеют максимально хорошую оценку. Многим клиентам «Яндекс.Такси» не понравилась такая необъективная картина их поведения в такси. Они считают оценки несправедливыми в свете того, что рейтинг будет влиять на приоритет при подаче машины.
Зато в Китае гражданам нравится идея социального рейтинга. Для них она является воплощением социальной справедливости Коммунистической партии. И если в масштабе всей страны пока даты внедрения программы пожизненных баллов открыты, то Пекин планирует закончить процедуру до конца этого года. Каждый из более чем 21 млн жителей столицы получит свой статус в социальном рейтинге.
Граждане с высоким рейтингом будут получать льготы в виде доступа к лучшим социальным учреждениям и услугам. А нарушители общественного порядка, которые постоянно вызывают неодобрение окружающих, получат низкий рейтинг и наказание в виде штрафов, отлучения от различных удобств. Они не смогут получить хорошие рабочие места или поступить в престижное учебное заведение, им даже могут ограничить скорость интернета или понизить позиции на сайтах знакомств.
Критики системы социальных рейтингов предупреждают о негативных последствиях в виде повышения контроля личности со стороны системы. Защитники рейтингов говорят, что в рамках бизнес-модели оценки могут помочь установить более доверительные отношения с лояльными клиентами, а также повысить комфорт и лояльность работников компании, которых такой рейтинг будет защищать от неадекватных клиентов и потребительского экстремизма.